Управление Военных Воздушных Сил Красной Армии
Самолет Як-3
Инструкция летчику
Военное издательство Народного Комиссариата Обороны
Москва 1945
--------------------------------------------------------------------------------
Перед полётом принять доклад от механика о готовности самолёта к выле-
ту.
ОСМОТР И ПОДГОТОВКА САМОЛЕТА
Произвести внешний осмотр самолёта и проверить:
- винт - нет ли внешних повреждений (пробоин, царапин) на лопастях и
коке и заметной погнутости лопастей;
- планёр - нет ли повреждений обшивки крыла, фюзеляжа, хвостового опе-
рения, а также элеронов и рулей; отклоняются ли рули свободно и без
люфтов;
- люки и капоты - правильно ли закрыты замки.
- шасси - нормально ли давление в пневматиках (обжатие 30-40 мм), нет
ли на них повреждений;
- нормальна и одинакова ли просадка обеих амортизационных стоек (нет
ли крена);
- трубку Пито - снят ли чехол;
- количество горючего и масла - уровень горючего в бензиновых баках
при полной зарядке их должен быть на 50 мм ниже верхнего обреза гор-
ловины баков;
- количество залитого масла определяется масломером (нырялом) масляно-
го бака и должно быть 30 л;
- хвостовое колесо - нормальна ли просадка амортизационной стойки и
накачка пневматика (обжатие 15-20 мм).
ПЕРЕД ПОСАДКОЙ В КАБИНУ
Осмотреть кабину и проверить:
- нет ли в ней посторонних предметов;
- выключено ли магнето;
- поставлены ли на предохранитель кнопки управления огнем пушки и пу-
лемётов;
- не загрязнены ли и не повреждены ли козырёк и фонарь кабины;
- заперт ли замок аварийного сбрасывания фонаря.
ПОСЛЕ ПОСАДКИ В КАБИНУ
Поставить ноги на педали под ремни и привязаться ремнями.
Проверить при закрытом фонаре правильность установки сиденья по высо-
те.
Проверить, легко ли открывается и закрывается фонарь.
Проверить лёгкость хода ручки и педалей и правильность отклонения ру-
лей.
Установить триммер руля высоты в нейтральное положение.
Проверить, находится ли в нейтральном положении и зафиксирован ли за-
щёлкой рычаг управления шасси.
Открыть пожарный бензокран.
Открыть кран сети пневматической системы и проверить давление сжатого
воздуха в бортовых баллонах: в основном баллоне давление должно быть в
пределах 50 кг/см¤, в аварийном 32 кг/см¤. При меньших давлениях сис-
тему зарядить от аэродромного баллона, для чего:
- проверить, закрыт ли кран запуска мотора;
- открыть кран зарядки аварийного баллона:
- подать команду "Воздух" и следить за давлением;
- по достижении в аварийном баллоне давления 32 кг/см¤ закрыть кран
зарядки аварийного баллона;
- по достижении в основном баллоне давления 50 кг/см¤ подать команду
"Стоп воздух".
Примечание.
Перед зарядкой пневматической системы от аэродромного баллона механик
должен открыть кран зарядки системы, расположенный около зарядного
штуцера.
Проверить работу механизма выпуска щитков и исправность сигнализации.
Щитки могут свободно выпускаться и убираться при давлении воздуха 3-5
кг/см¤.
После проверки работы щитков кран установить в нейтральное положение.
Проверить герметичность системы тормозов. При полном нажатии на гашет-
ку тормозов, при нейтральном положении педалей, не должно быть слышно
шума выходящего воздуха.
Примечание.
При шуме выходящего воздуха поочередным отклонением педалей определить
неисправную половину тормозной системы.
Включить аккумулятор и проверить:
- сигнализацию шасси;
- работу автомата регулирования температуры воды типа АРТ-41, для че-
го: поставить переключатель в положение "Ручное" (управление) и на-
жать на нажимной переключатель в сторону "Открыто", после чего пе-
реключатель поставить в положение "Автомат"; при этом АРТ-41 должен
сработать на закрытие;
- напряжение аккумулятора по вольтамперметру (при работающем АРТ-41
должно быть не менее 24 в).
Проверить управление мотором:
- движение рычагов нормального газа и винта;
- положение рычага высотного корректора (до отказа на себя);
- положение рычага переключения скоростей нагнетателя (на первой
скорости);
- положение заслонок водо- и маслорадиаторов (закрыты).
Установить высотометр на нуль.
Проверить показание часов и, если нужно, завести их.
Перед полетом со стрельбой:
- включить тумблер вооружения, расположенный на электрощитке:
- установить шкалу углов отклонения отражателя прицела на нуль и про-
верить наличие дневного и ночного подсвета;
- проверить, не сбит ли прицел, для чего поставить соответствующую ло-
пасть винта вертикально и совместить перекрестие на ней с перекрес-
тием прицела;
- зарядить пулеметы, для чего: оттянуть на себя ручки пневмоперезаряд-
ки пулеметов и после небольшой выдержки отпустить их;
- зарядить пушку, для чего ручку перезарядки энергично оттянуть на се-
бя до отказа и сразу отпустить.
Перед высотным полётом:
- подогнать кислородную маску;
- проверить шланг и присоединить его к присоску и маске;
- убедиться в наличии запаси кислорода в баллоне (при открытии вентиля
до отказа давление в полностью заряженном баллоне должно быть 150
кг/см¤ летом и 130 кг/см¤ зимой);
- проверить герметичность системы (давление в системе должно сохра-
няться неизменным);
- проверить аварийную подачу кислорода и исправность индикатора потока
(при повороте флажка стрелка индикатора потока должна отклониться до
деления 8-10); после проверки флажок закрыть до отказа.
Перед ночным полётом:
- проверить исправность кабинного освещения и аэронавигационных огней,
а также подсвета компаса и прицела;
- на самолётах, имеющих посадочную фару, проверить исправность лампы и
установочный угол фары;
- взять с собой в полёт карманный фонарь.
ПОДГОТОВКА МОТОРА К ЗАПУСКУ
Проверить наличие колодок под колесами.
При первом запуске мотора сжатым воздухом проверить, присоединён ли
аэродромный баллон.
ЗАЛИВКА МОТОРА
Поставить шприц в положение "Заливка помпы" и создать в магистрали
давление бензина 0,3-0,4 кг/см¤.
Перевести шприц в положение "Заливка цилиндров" и залить во всасываю-
щую систему 4-6 шприцев бензина.
Зимой и в холодную погоду заливать на 2-3 шприца больше, одновременно
проворачивая винт вручную на два-три оборота.
Поставить шприц в положение "Выключено".
ЗАПУСК
Установить рычаг нормального газа в положение, соответствующее 600-700
об/мин (приблизительно на 15-20 мм от крайнего заднего положения), и
рычаг винта в крайнее переднее положение.
При запуске сжатым воздухом:
- открыть кран бортового баллона;
- включить аккумулятор;
- дать команду "От винта" и, получив ответ "Есть от винта", открыть
воздушный кран самопуска (при запуске от аэродромного баллона дать
команду "Воздух");
- после того как винт начнет вращение, нажать кнопку вибратора; и од-
новременно включить оба рабочих магнето, кнопку вибратора держать
нажатой - не более 10 сек. с интервалом между нажатиями кнопки 3-5
сек.
Как только мотор начнёт работать, отпустить кнопку вибратора и закрыть
воздушный кран самопуска.
Предупреждение.
Если в течение 10-15 сек. после запуска давление масла не достигнет
1,5 кг/см¤ остановить мотор для выявления и устранения причины пони-
женного давления. Одновременно с появлением давления масла открыть ин-
жектор дополнительной смазки мотора (зимой и летом).
ПРОГРЕВ МОТОРА
Прогрев мотора производить при 800-1000 об/мин по достижении темпера-
туры на выходе:
воды - 60°С;
масла - 40°С.
В зимних условиях, при разжиженном бензином масле, прогрев мотора про-
изводить при 900-1200 об/мин до температуры охлаждающей жидкости 60°С,
вне зависимости от температуры масла, при этом давление масла должно
быть в пределах 1,5-11 кг/см¤. Для ускорения прогрева постепенно уве-
личивать обороты, следя за тем, чтобы мотор работал без перебоев и
давление масла не превышало 11 кг/см¤.
По окончании прогрева закрыть инжектор дополнительной смазки.
ОПРОБОВАНИЕ МОТОРА
Дать команду "Прижать хвост самолёта к земле".
Открыть заслонки водо- и маслорадиаторов.
Взять ручку на себя до отказа, поставить педали в нейтральное положе-
ние и нажать гашетку тормозов.
Опробовать мотор на номинальной мощности. При нормальной работе мотора
показания приборов на номинальной мощности должны быть следующие:
- обороты 2600-2700 в минуту;
- наддув 1100+30 мм.рт.ст.;
- давление бензина 0,25-0,40 кг/см¤;
- давление масла 5-9 кг/см¤;
- давление масла, разжиженного бензином, не менее 4 кг/см¤.
При опробовании не держать мотор на полном газе более 5-7 сек. и сле-
дить, чтобы температура воды на выходе не превышала 100°С и масла 110°
С.
Сбавить газ до 2400-2500 об/мин, оставив рычаг винта в крайнем перед-
нем положении, и проверить работу магнето и свечей, выключая попере-
менно одно магнето.
При работе на одном магнето число оборотов уменьшается не более чем на
110 в минуту.
На оборотах 2200-2300 в минуту опробовать работу винта и регулятора
оборотов Р-7, для чего перевести рычаг винта в крайнее заднее положе-
ние (1400-1500 об/мин), а затем вернуть рычаг винта в переднее положе-
ние.
Зимой для прогрева масла в цилиндровой группе винта произвести два-три
переключения винта, после чего поставить рычаг регулятора винта рядом
с рычагом газа.
Предупреждение.
Если взлёт производится впервые после замены мотора или Р-7, когда ус-
тановка ограничителя максимальных оборотов не проверена, при пробе мо-
тора установить регулятор оборотов на 2500 в минуту и производить
взлёт с этим положением регулятора.
На оборотах 2000-2200 в минуту переключить нагнетатель с первой ско-
рости на вторую и проверить работу мотора на оборотах не свыше 2500 в
минуту, после чего произвести обратное переключение нагнетателя на
первую скорость.
Показателями переключения и нормальной работы мотора на второй скорос-
ти нагнетателя являются:
- повышение (скачок) наддува в момент переключения с первой скорости
нагнетателя на вторую;
- сохранение номинального наддува при увеличении оборотов до 2500 в
минуту;
- уменьшение (скачок) наддува в момент обратного переключения.
Предупреждения:
1. Переключение скоростей нагнетателя на земле производить не более
двух раз при пробе мотора перед полвтом с интервалом между переключе-
ниями 1-2 мин.
2. Следить, чтобы при каждом переключении скоростей рычаг был доведен
до крайнего положения.
На оборотах 1500 в минуту и выше проверить работу генератора. При исп-
равности генератора стрелка вольтамперметра должна находиться слева от
нуля, т.е. показывать ток зарядки аккумулятора.
Работу генератора можно также проверить по горению ламп сигнализации
шасси при выключенном аккумуляторе.
Перед вылетом на боевое задание соединить бензиновые баки с системой
нейтрального газа, для чего кран системы повернуть по часовой стрелке
до отказа. Оставлять кран в промежуточном положении запрещается.
ПРОВЕРКА И ПОДГОТОВКА РАДИОСТАНЦИИ
Включить вилки "ТЛФ" и "Ларинг" в соответствующие гнёзда на микротеле-
фонном щитке.
Соединить разъёмную колодку на шнуре шлемофона и подогнать ларингофоны.
Включить тумблер "Аккумулятор" и "Радио", а тумблер на микротелефонном
щитке поставить в положение "ПРМ" и проверить на слух работу приёмника
(по собственным шумам приёмника).
При работающем моторе проверить работу передатчика, для чего нажать
кнопку, установленную на рукоятке рычага нормального газа, и вызвать
наземную радиостанцию. Передачу вести обычным голосом (не кричать и не
шептать).
При полных оборотах мотора проверить работу приёмника, для чего отпус-
тить кнопку и произвести приём наземной радиостанции. Если разборчи-
вость принимаемой передачи недостаточная, произвести подстройку
приёмника ручкой "настройка".
При недостаточной или избыточной громкости ручкой "тише-громче" уста-
новить требуемую громкость.
После проверки радиостанции тумблер "Радио" не выключать.
Проверка радиостанции считается законченной после установления уверен-
ной двухсторонней радиосвязи.
Предупреждение.
При неработающем моторе проверку радиостанции (особенно радиопередат-
чика) производить только от аэродромного аккумулятора.
РУЛЕНИЕ
Открыть полностью заслонки водо- и маслораднаторов.
Подать команду "Убрать колодки" (выбрасывание рук в стороны) и, полу-
чив сигнал "Колодки убраны", начать руление.
Перед разворотом расстопорить хвостовое колесо, для чего педали поста-
вить нейтрально и плавно отдать ручку до положения между нейтральным и
на себя. После того как самолёт начнёт разворачиваться, ручку взять
полностью на себя.
Проверить действие тормозов при рулении. При полном торможении и руч-
ке, взятой на себя, самолёт должен удерживаться на месте до оборотов
мотора 1900-2000 в минуту.
Для лучшего обзора впереди лежащей местности применять руление змейкой.
При сильном боковом ветре по прямой рулить с застопоренным хвостовым
колесом, для чего ручку управления самолётом держать полностью взятой
на себя.
ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ
Проверить положение высотного корректора и бензинового крана. Рычаг
высотного корректора должен быть в положении полностью на себя, рычаг
бензинового крана в положении полностью от себя.
Проверить показания термометров. Температура масла на выходе из мотора
должна быть в пределах 50-70°С, воды 60-90°С. Рекомендуемая температу-
ра воды и масла перед взлетом 70-80°С.
Включить автомат регулирования температуры воды, для чего переключа-
тель поставить в положение "Автомат", т.е. вперёд.
Убедиться в отсутствии препятствий на полосе взлета и закрыть фонарь
кабины пилота.
Предупреждение!!!
Все элементы полета, кроме посадки, выполнять с закрытым фонарем каби-
ны, так как при закрытом фонаре уменьшается шум на 30%, увеличивается
максимальная скорость полета на 15-20 км/ч и улучшаются другие данные
самолета: скороподъемность, дальность полета.
Если рулежка была продолжительной, затормозить колеса и опробовать мо-
тор на оборотах, допускаемых тормозами и подъемом хвоста.
ВЗЛЕТ И НАБОР ВЫСОТЫ
Плавно подать рычаги винта и нормального газа вперёд до отказа; однов-
ременно давая ручку от себя, поднять хвост до нормального (полуопущен-
ного) положения.
Для сохранения прямолинейности взлёта следить за направлением разбега
по капоту мотора через козырёк (с левой стороны прицела).
Стремление самолёта развернуться вправо парировать небольшим движением
левой ноги.
Пользоваться тормозами для парирования разворота запрещается.
После отрыва выдержать самолёт над землёй до скорости 260 км/час, пос-
ле чего переходить на набор высоты.
Убрать шасси, проверив уборку их по механическим указателям, после че-
го поставить кран уборки шасси в нейтральное положение.
Снять давление на ручку триммером руля высоты.
Проверить работу автомата регулирования температуры воды. При нормаль-
ной работе автомата:
- заслонка водорадиатора полностью закрыта при температуре воды на вы-
ходе ниже 85°С;
- заслонка водорадиатора полностью открыта при температуре воды на вы-
ходе выше 110°С.
В случае отказа автомата последний выключить и с помощью ручного уп-
равления полностью открыть заслонку водорадиатора.
Для получения максимальной скороподъёмности набор высоты производить
на номинальной мощности мотора (рычаг газа полностью от себя при обо-
ротах 2650-2700 в минуту), выдерживая следующие наивыгоднейшие скорос-
ти по прибору:
- от земли до 4000 м 270 км/ч,
- от 4000 до 5000 м 260 км/ч,
- от 6000 до 6000 м 250 км/ч,
- от 6000 до 7000 м 240 км/ч,
- от 7000 до 8000 м 230 км/ч,
- от 8000 до 9000 м 220 км/ч,
- от 9000 до 10000 м 210 км/ч,
- у потолка ..... 200-190 км/ч.
В тех случаях, когда не требуется получение максимальной скоро-
подъёмности, набор высоты производить на пониженных режимах работы мо-
тора. Это увеличивает дальность и продолжительность полёта, снижает
температурный режим и удлиняет срок службы мотора.
На высоте 2000 м включить вторую скорость нагнетателя.
Не допускать температуру воды на выходе выше 110°С более 10 мин. и
масла на выходе выше 115°С более 5 мин. При повышении температуры воды
и масла выше допустимых пределов разрешается снижать обороты мотора до
2550 в минуту.
Максимальная температура масла на выходе без ограничения времени не
должна превышать 110° С.
Рекомендуемая в полёте температура на выходе воды и масла 90-100°С.
При температуре масла на выходе до 100°С и до высоты 9000 м давление
масла 4-9 кг/см¤.
При температуре масла 105°С и выше допускается понижение давления до
3,5 кг/см¤ на всех высотах.
При атмосферных условиях, способствующих обледенению, включить обогрев
трубки Пито.
ПОДГОТОВКА ВООРУЖЕНИЯ
Снять предохранитель с кнопки управления огнем пушки и пулемётов.
Проверить, включен ли тумблер вооружения на электрощитке.
Проверить освещённость сетки прицела. При слабой освещённости её вклю-
чить электроподсвет.
Горизонтальный полёт производить на скоростях не менее 270 км/час по
прибору.
Оперативные полёты, полёты по перебазированию, полёты на выполнение
боевых заданий (до встречи с противником), патрулирование, ожидание в
намеченной зоне, полёты в запасных полках (кроме высшего пилотажа и
отработки элементов воздушного боя) производить на экономических режи-
мах, для чего одновременным движением рычагами газа и винта установить
скорость по прибору:
- до высоты 5000 м - 280 км/час,
- свыше 5000 м - 270 км/час;
при этом обороты мотора должны быть приблизительно равными 1700 в ми-
нуту.
При полётах на скоростях ниже 0,9 от максимальной скорости разрешается
пользоваться высотным корректором на всех высотах.
В особых случаях, при необходимости для одиночного самолёта продер-
жаться в воздухе возможно дольше, разрешается летать на скорости
270-280 км/час и 1500-1600 об/мин на высоте до 3000 м.
С высоты 4000 м пользоваться высотным корректором на всех режимах.
Непрерывное дымление мотора вследствие сильного переобогащения смеси
следует устранять открытием высотного корректора вне зависимости от
высоты полёта. Положение высотного корректора подбирать по внешним
признакам работы мотора. При правильном подборе положения высотного
корректора мотор должен работать ровно, без перебоев и дымления. При
этом температура воды и масла должна устойчиво сохраняться.
Для достижения максимальной скорости (при встрече с противником, для
догона его, воздушного боя, выхода из боя) следует:
- закрыть высотный корректор;
- прикрыть заслонку маслорадиатора до положения по потоку; положение
заслонки водорадиатора, установленное автоматом, не менять;
- одновременным движением рычагами газа и винта установить на всех вы-
сотах обороты 2650-2700 в минуту.
Периодически следить за показанием приборов, контролирующих работу мо-
тора. Показания приборов должны быть следующими.
Температура масла на выходе из мотора:
максимальная - 110°С;
рекомендуемая - 90-100°С
Температура воды:
максимальная - 110°С в течение не более 10 мин.
рекомендуемая - 90-100°С.
минимально допустимая - 60°C.
УПРАВЛЕНИЕ ПУЛЕМЕТНО-ПУШЕЧНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
Для стрельбы из пулемётов нажать на верхнюю кнопку, а для стрельбы из
пушки - на переднюю гашетку.
Стрельбу вести очередями не более 10-15 выстрелов.
В случае отказа оружия отпустить кнопки управления огнем, произвести
перезарядку отказавшей точки и продолжать стрельбу.
Примечание.
В случае одновременного отказа всего оружия из-за перегорания предох-
ранителя включить добавочный тумблер вооружения, расположенный на ле-
вой панели приборной доски, и продолжать стрельбу.
АВАРИЙНОЕ СБРАСЫВАНИЕ ФОНАРЯ
При необходимости покинуть самолёт в воздухе воспользоваться аварийным
сбрасыванием фонаря, для чего:
- сорвав контровку, вывести шарик с тросиком из защёлки на дужке под-
вижной части фонаря;
- энергичным движением руки потянуть шарик с тросом вниз на себя.
ВИРАЖ
Перед выполнением виража сбалансировать самолет в горизонтальном поле-
те на скорости 350-360 км/час. Такую же скорость держать на вираже с
креном 65-70°.
На левом вираже самолет стремится опустить нос, на правом - поднять.
Самолет на виражах устойчив и легко переходит на виража в вираж. Если
на вираже перетянуть ручку и довести скорость до 270-280 км/час, то
самолет становится неустойчивым, а при дальнейшем перетягивании ручки
сваливается на крыло.
В случае перетягивания ручки и потери скорости (характерный признак -
дрожание самолета) следует несколько отдать ручку от себя и перевести
самолёт в горизонтальный полет.
В случае срыва самолёта в штопор вывод производить обычным порядком.
БОЕВОЙ РАЗВОРОТ
Для выполнения боевого разворота следует дать полный газ, увеличить
скорость до максимальной, после чего плавным движением ручки на себя и
в сторону боевого разворота и одновременным движением ноги в ту же
сторону перевести самолет в набор высоты по восходящей спирали с кре-
ном до 50°.
Вывод из боевого разворота производить на скорости 240-250 км/час при
полной мощности мотора. За боевой разворот с начальной высоты 100 м
самолет набирает высоту 1250-1300 м.
ОДИНАРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Перед выполнением переворота сбалансировать самолет в горизонтальном
полете триммером руля высоты на скорости 300 км/час.
Ввод в переворот производить с горизоитального полета на скорости 260
км/час. Для выполнения переворота придать самолету угол кабрирования
10-15° и затем одновременно плавно дать ногу на 1/2 хода и ручку на
3/4 хода в сторону желаемого (переворота таким темпом, чтобы самолет
перевернулся вверх колесами в течение 2-3 сек.
За 20-30° до положения самолета вверх колесами убрать полностью газ,
поставить ноги нейтрально, а ручкой прекратить вращение самолета в пе-
ревернутом положении; одновременно, плавно подтягивая ручку на себя,
выводить самолет из переворота.
Не допускать перетягивания ручки и резких движений рулем вмысты на вы-
воде из пикирования, там как оамолет становится неустойчивым и покачи-
вается с крыла на крыло. Нормальная скорость в конце вывода на пикиро-
вания 370-400 км/час.
За переворот самолет теряет 600-700 м высоты.
ДВОЙНОЙ ПЕРЕВОРОТ (БОЧКА)
Бочку выполнять на скорости З50 км/час, предварительно сбалансировав
самолет на этой скорости в горизонтальном полете триммером руля высо-
ты.
Для выполнения бочки придать самолету угол кабрирования 15-20° и затем
одиовремеино дать ногу на 1/2 хода и ручку на 3/4 хода в сторону жела-
емой бочки таким темпом, чтобы самолет сделал полный оборот вокруг
продольной оси ва 5-6 сек.
При более быстрой даче рулей на ввод вращение самолета будет неравно-
мерным, с рывками и дрожанием, а при более медленной самолет опустит
нос и потеряет высоту.
В процессе вращения самолета при выполнении бочки положение рулей и
рычага газа не менять.
За 20-30° до горизоитального положения самолета поставить рули самоле-
та нейтрально; неточность выхода из бочки (крен) исправлять элеронами.
ПЕТЛЯ
Для выполнения правильной петли скорость ввода должна быть 450 км/час.
По достижении этой скорости плавно взять ручку на себя и перевести са-
молет в положение набора высоты. На вертикальном участке петли ручку
придержать. В верхней точке петли незначительным подтягиванием ручки
на себя перевести самолет в пикирование, одновременно убирая газ. По
достижении скорости 340-360 км/час плавным движением ручки на себя вы-
вести самолет из пикирования.
При неустойчивом поведении самолета в верхней точке петли ручку следу-
ет незначительно отдать от себя. Не допускать перетягивания и недоби-
рания ручки в первой половине петли: при перетягивании ручки самолет
может сделать самопроизвольный, неправильный иммельман; при недоборе
ручки радиус петли увеличивается, и скорость самолета будет потеряна
еще до подхода к верхней точке.
При правильном выполнении петли самолет высоты не теряет.
ИММЕЛЬМАН
Для выполнения иммельмана необходимо разогнать самолёт до скорости 460
-480 км/час.
Темп выбирания ручки на себя в первой половине иммельмана такой же,
как и при выполнении петли до верхней точки. При подходе к верхней
точке, когда самолет будет в перевернутом положении (вверх колесами) и
капот мотора выше горизонта на 10-15°, дать ногу и ручку одновременно
в сторону желаемого иммельмана.
За 20-30° до горизонтального положения рули самолета дать на вывод, а
затем поставить нейтрально.
Нормальная скорость при выводе из иммельмана 240-260км/час.
При выполнении иммельмана самолет набирает высоту 1100-1200 м.
РАНВЕРСМАН
Ранверсман выполияется на максимальной скорости горизоитального поле-
та. Сделать горку под углом 60-80°. Достигнуть скорости 200-240
км/час, плавно дать ногу в сторону желаемого поворота, ручку немного
от себя и в сторону, противоположную разороту, для предотвращения пе-
реворота самолета на спину.
Самолет свалится на крыло и перейдет в пикирование. После разворота
самолета на 90° начать убирать газ с таким расчетом, чтобы к моменту
перехода в пикирование газ был полностью убран.
При выполнеиии ранверсмана потеря высоты, считая от верхней точки гор-
ки до выхода в горизоитальный полет, составляет около 600 м.
СКОЛЬЖЕНИЕ
Самолет скользит устойчиво с креном до 50°. Скорость ввода в скольже-
ние 220-240 км/час, скорость вывода не меньше 210-220 км/час.
Для вывода самолета из скольжения устранить ручкой крен и установить
нормальный угол планирования, а ногами выдерживать направление полета.
ШТОПОР
Срыв в штопор
Непроизвольный срыв в штопор во всех случаях происходит из-за ошибок в
технике пилотирования (при перетягивании ручки на любом режиме поле-
та).
На больших высотах при полете на больших углах атаки самолет более
чутко реагирует на ошибки и охотнее идет в штопор.
Срыв в штопор происходит мгновенно. Характер срыва зависит от скорости
полёта: на больших скоростях самолёт делает одинарную бочку, а затем
переходит в штопор; на малых скоростях самолёт делает переворот или
резко сваливается на крыло, а затем переходит в штопор.
Ввод в штопор с учебной целью производить на высоте 4000 м, предвари-
тельно сбалансировав самолёт в режиме горизонтального полёта триммером
руля высоты на скорости 300-320 км/час. Перед вводом самолёта в штопор
перевести его в режим парашютирования и довести скорость до 180
км/час.
Самолёт переходит в штопор при положении ноги на 1/3 хода в сторону
штопора и ручки на 1/3 хода на себя от нейтрального положения.
Режим штопора
Самолёт штопорит с наклоном продольной оси под углами: на правом што-
поре 40-50°, на левом 50-60° к горизонту.
Характер штопора неравномерный; вращение энергичное, с рывками. Само-
лёт в конце каждого витка замедляет вращение и поднимает нос на
10-15°.
При штопоре ручка стремится прижаться к лётчику; чтобы удержать её в
прежнем положении, требуется некоторое усилие.
При штопоре не выбирать ручку полностью на себя, а держать её около
нейтрального положения.
Вывод из штопора
Чтобы вывести самолёт из штопора, вначале энергично дать ногу в сторо-
ну, противоположную штопору, и вслед за ней дать ручку от себя за
нейтральное положение. Как только самолёт прекратит вращение, немед-
ленно поставить ноги нейтрально, набрать скорость 340-360 км/час и за-
тем плавно выводить самолёт из пикирования.
Задержка ноги (обратной) в крайнем положении при мало отданной ручке
или преждевременное выбирание ручки на себя для вывода из пикирования
может привести к переходу самолёта в обратный штопор.
Несоблюдение последовательности движения рулями может привести к за-
паздыванию выхода самолёта из штопора.
Прекратив вращение, самолёт стремится перейти на большие углы атаки,
причём давление на ручку значительно увеличивается. В этот момент осо-
бенно важно удержать самолёт в режиме пикирования и выводить из него,
плавно освобождая ручку. При попытке лётчика ускорить вывод из пикиро-
вания энергичным выбиранием ручки на себя самолёт вновь переходит в
штопор.
Броски самолёта с крыла на крыло при выводе из пикирования свидетель-
ствуют о поспешном выбирании ручки. В этом случае во избежание повтор-
ного срыва в штопор необходимо отдать немного ручку от себя и выводить
самолёт из пикирования более плавно.
При правильном действии рулями самолёт при выводе из штопора запазды-
вания не имеет.
За два витка штопора с выводом из пикирования на скорости 340-360
км/час в горизонтальный полёт самолёт теряет 700 м высоты. На больших
высотах потеря высоты значительно больше.
Если самолёт не выходит из штопора вследствие неправильного действия
рулями, дать ногу в сторону, противоположную штопору, и ручку от себя
за нейтральное положение, а затем плавно дать газ.
ПИКИРОВАНИЕ
Перед вводом в пикирование сбалансировать самолёт в горизонтальном пол
ёте триммером руля высоты на скорости 350 км/час по прибору. Произво-
дить пикирование с триммером руля высоты, установленным в положение,
соответствующее балансировке самолёта на скорости менее 300 км/час, не
рекомендуется, так как в этом случае при пикировании до скоростей бо-
лее 400 км/час возникает значительный кабрирующий момент и для удержа-
ния самолёта в пикировании необходимо прикладывать к ручке управления
большие усилия от себя. Если же не оказывать противодействия, самолёт
резко выходит из пикирования с чрезмерно большими перегрузками.
Ввод в пикирование производить с разворота или переворота, не допуская
обратных перегрузок, во избежание падения давления масла.
Пикирование разрешается производить под любым углом как с газом, так и
без газа, до скорости на выводе не более 650 км/час по прибору.
Для того чтобы скорость на выводе не превышала 650 км/час, вывод из
пикирования под углом 45-60° начинать на скорости не более 620-630
км/час, а под углом 70-80° - на скорости не более 600 км/час по прибо-
ру.
Вывод из пикирования, независимо от скорости, производить плавным дви-
жением ручки на себя. При энергичном выбирании ручки на больших ско-
ростях пикирования возникают значительные перегрузки, при энергичном
выбирании ручки на малых скоростях пикирования самолёт покачивается с
крыла на крыло и может сорваться в штопор.
ПОДГОТОВКА К ПОСАДКЕ
Поставить кнопки управления огнем на предохранитель и выключить тумб-
лер вооружения на электрощитке.
Проверить давление в рабочей сети воздушной системы, которое должно
быть в пределах 40-50 кг/см¤.
НОРМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ШАССИ
Выпустить шасси в горизонтальном полёте на скорости 280-300 км/час,
для чего:
- поставить ручку крана шасси в положение "Поднято" на 2-3 сек. (для
создания противодавления в цилиндрах подъёма);
- поставить ручку крана положение "Опущено";
- проверить выпуск шасси по загоранию зеленых лампочек и по положению
механических укааателей.
АВАРИЙНЫЙ ВЫПУСК ШАССИ
Если шасси нормально не выпускается, применить аварийный выпуск, для
чего:
- поставить кран нормального выпуска в нейтральное положение:
- потянуть на себя рычаг аварийного открытия замков;
- после того как ноги шасси выпадут, открыть кран аварийного баллона
для окончательной фиксации выпущенного шасси;
- проверить выпуск шасси по сигнализации.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Проверить по указателю положение заслонки водорадиатора и поддержание
автоматом нормальной температуры воды (при температуре воды ниже 85°С
заслонка водорадиатора должна быть полностью закрыта).
Не допускать снижения температуры воды ниже 60°С.
Планирование с убранными щитками производить на скорости 230-240
км/час, а с выпущенными - на скорости 210 км/час по прибору.
НОРМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ЩИТКОВ
Выпуск щитков производить на планировании по прямой на скорости
230-240 км/час по прибору; для выпуска щитков перевести ручку крана
управления щитками на "Выпуск" и оставить ее в этом положении.
АВАРИЙНЫЙ ВЫПУСК ЩИТКОВ
В случае отсутствия давления воздуха в основном баллоне щитки можно
выпустить от аварийного баллона, для чего:
- закрыть кран зарядки основного баллона;
- открыть кран зарядки аварийного баллона;
- поставить ручку крана управления щитков "На выпуск".
ПОДГОТОВКА К ПОСАДКЕ
Снять нагрузку с ручки управления триммером руля высоты.
Установить скорость планирования 210 км/час по прибору.
При посадке ночью и без аэродромного освещения включить с высоты
100-70 м посадочную фару.
Уточнить расчёт на посадку подтягиванием на моторе (на высоте не ниже
25 м).
УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ
При необходимости ухода на второй круг одновременным движением рычага
газа и винта плавно дать полный газ.
При даче газа с выпущенными щитками необходимо парировать ручкой нез-
начительное стремление самолета к кабрированию. При достижении скорос-
ти 230-240 км/час перейти на набор высоты.
Щитки убирать на высоте не ниже 100 м на скорости не менее 260 км/час,
так как при уборке щитков самолёт проваливается на 30-50 м.
Для уменьшения потери высоты при уборке щитков можно ставить не в по-
ложение "Убрано", а в среднее (нейтральное) положение. под воздействи-
ем встречного потока воздуха щитки уберутся плавно, и проваливание са-
молета уменьшится.
ПОСАДКА
При посадке со щитками выравнивание самолёта начать на высоте 5-6 м, а
без щитков несколько ниже.
Для приземления самолёта на три точки ручку управления в конце выдер-
живания выбрать полностью на себя.
Торможение начинать после того, как самолёт пробежит 30-40 м. Пользо-
ваться тормозами плавно во избежание подъёма хвоста.
Тенденцию самолета к рысканию при торможении парировать ногами.
По окончании пробега убрать щитки крыла, переведя ручку крана в поло-
жение "Убрано", а затем в нейтральное положение.
Осмотреть посадочную полосу, после чего приступить к заруливанию.
Перед разворотами отстопорить хвостовое колесо небольшой отдачей ручки
от себя (на 1/3 от положения на себя до нейтрального).
После того как самолёт начнёт разворачиваться, ручку взять полностью
на себя.
ПОСЛЕ ЗАРУЛИВАНИЯ
Охладить мотор до температуры воды ниже 90°С следующим образом:
- открыть заслонки водо- и маслорадиаторов;
- проработать на малом газе (450-500 об/мин) в течение 2-3 минут.
Прожечь свечи для облегчения последующего запуска мотора, для чего од-
новременным движением рычагов газа и винта увеличить обороты до
1500-1700 в минуту на 10-15 сек.
Остановить мотор. Для этого следует одновременным движением рычагов
газа и винта сбавить обороты до 700 в минуту и выключить зажигание.
Выключить аккумулятор.
Выключить тумблеры "Радио" и обогрева трубки Пито.
Перевести кран шасси в нейтральное положение, после чего рычаг крана
поставить на эащелку.
Закрыть кран сети пневматической системы.
ПОСЛЕ ПОЛЕТА
Дать указания механику самолёта об устранении имеющихся на самолёте
дефектов.
--------------------------------------------------------------------------------
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ САМОЛЕТА Як-З
1 - кран сети;
2 - кран зарядки аварийного баллона,
3 - кран выпускай уборки посадочных щитков;
4 - электрощиток;
5 - сектор управления шагом винта;
6 - кнопка включения передатчика;
7 - сектор нормального газа;
8 - фиксатор положения сектора газа;
9 - сектор управления высотным корректором;
10 - сектор управления пожарным краном;
11 - сектор переключения скоростей нагнетателя;
12 - кнопка электроспуска пулеметов;
13 - кнопка контроля сигнальных ламп шасси;
14 - гашетка электроспуска пушки (она же предохранитель кнопки элект-
роспуска пулеметов);
15 - гашетка управления тормозами;
16 - ручка управления самолбтом;
17 - кабинная лампа;
18 - переключатель магнето;
19 - штурвал управления триммером руля высоты;
20 - сигнальные лампы шасси;
21 - рукоятка пневмомеханической перезарядки левого пулемёта;
22 - пусковая кнопка (вибратор);
23 - дополнительный тумблер оружия;
24 - кислородный прибор КПА-Збис;
25 - кран уборки и выпуска шасси;
26 - защелка крана шасси;
27 - указатель скорости;
28 - высотомер;
29 - поручни для вылезания из кабины;
30 - ручка управления вентиляцией кабины;
31 - зеркало для обзора задней полусферы;
32 - прицел;
33 - компас;
34 - часы;
35 - указатель поворота и склонения:
36 - вариометр;
37 - манометр основной пневмосети;
38 - термометр воды;
39 - вольтамперметр;
40 - манометр аварийной пневмосети;
41 - штурвал управления заслонками маслорадиатора;
42 - щиток дистанционного управления радиопривмником;
43 - указатель наддува;
44 - электротахометр;
45 - трёхстрелочный индикатор (указатель температуры масла, давления
масла и давления бензина);
46 - диференциал системы тормозов;
47 - сиденье лётчика;
48 - гильзоотвод пушки;
49 - ручка механической перезарядки пушки;
50 - педали управления рулвм поворота;
51 - ручка пневмомеханической перезарядки правого пулемвта;
52 - кран аварийного выпуска шасси;
53 - кран системы нейтрального газа;
54 - кран аварийного открытия верхних замков шасси;
55 - нажимной переключатель НП-З (ручное управление заслонкой водора-
диатора);
56 - переключатель рода работ автомата АРТ-41;
57 - тумблер радиостанции;
58 - вилки ларингофона и телефона;
59 - указатель положения заслонки водорадиатора;
60 - таблица девиации компаса;
61 - кран запуска мотора;
62 - шприц заливки мотора и карбюратора;
63 - рукоятка масляного инжектора;
64 - кран разжижения масла бензином.
--------------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
1. Подготовка к полету
- осмотр и подготовка самолёта
- перед посадкой в кабину
- после посадки в кабину
- подготовка мотора к запуску
- заливка мотора
- запуск
- прогрев мотора
- опробование мотора
- проверка и подготовка радиостанции
2. Взлёт и набор высоты
- руление
- перед взлётом
- взлёт и набор высоты
- подготовка вооружения
3. Горизонтальный полет
- управление пулемётно-пушечным вооружением
- аварийное сбрасывание фонаря
4. Пилотаж
- вираж
- боевой разворот
- одинарный переворот
- двойной переворот (бочка)
- петля
- ранверсман
- штопор
- пикирование
5. Окончание полета
- подготовка к посадке
- нормальный выпуск шасси
- аварийный выпуск шасси
- планирование
- нормальный выпуск щитков
- аварийный выпуск щитков
- подготовка к посадке
- уход на второй круг
- посадка
- после заруливания
- после полёта
6. Кабина
--------------------------------------------------------------------------------
Редактор инженер-полковник Коваленко С.М.
Технический редактор Троицкая А. Н. Корректор Зяблинова А. А.
Г. 800.672. Подписано к печати 6.7.45. Изд. 3668 б
Объем 5 печ. л. Зак. 136-Д.
Отпечатано на Военно-Картографической ордена Трудового Красного Знамени
фабрике НКО им. Дунаева