Су-2
- "войны и военная история" (2:5070/236.5) ---------------------- RU.MILITARY -
Сооб : 84 из 102 -26
От : Alexander Antonov 2:5020/1734.41 24 Май 04 13:36:13
Кому : Vadim Smirnov 24 Май 04 23:31:16
Тема : Су-2
-------------------------------------------------------------------------------
Hello Vadim!
23 May 04 19:01, Vadim Smirnov wrote to Aleksei Pogorily:
AP>> Су-2 оказались не у дел, что послужило важной пpичиной,
VS> А, кстати, - почему ? Скорость не плоха, двигатель не дефицитный,
VS> люминя не много, бомб более чем Ил-2 берет, стрелок есть, броня
VS> кой-какая тоже.
Hеверная оценка эффективности боевого применения Су-2 и Ил-2. Дело в том что
Су-2 из за особенностей тактики применения (старались применять все же как
горизонтальные бомбардировщики а не как штурмовики действующие в зоне
эффективного огня МЗА) и наличия оборонительного вооружения (что в группе
позволяло достаточно успешно отражать атаки истребителей, в то время как
одноместные Ил-2 в то время не пытаясь вести оборонительный бой с истребителями
рассыпали группы (как правило это происходило еще в процессе штурмового удара)
и пытались уклониться от атак истребителей уходя на бреющем - в результате
имели большие потери от истребителей противника) несли меньшие чем Илы потери и
применялись с достаточно высокой эффективностью (двухместный Су-2 был оснащен
бомбардировочным прицелом что обеспечивало достаточно высокую точность
бомбометания, бомбардировочно-стрелковый прицел одноместного Ил-2 совершенно не
подходил для бомбометания с бреющего полета и как правило снимался в войсках по
той причине что на вынужденной посадке пилот разбивал о него голову, в
результате чего применение оружия с Ил-2 осуществлялось с помощью простейшего
механического прицела да рисок на капоте двигателя что несколько снижало
точность огня и весьма снижало точность бомбометания) в особенности учитывая то
что при значительном количестве неопытных экипажей их неопытность в случае Су-2
сказывалась на эффективности ударов (сброс бомб по команде опытного ведущего) в
значительно меньшей степени чем в случае Ил-2 (индивидуальное прицеливание
каждого пилота при штурмовом ударе).
Однако вокруг Ил-2 в то время создалась аура весьма эффективного "нужного
Красной Армии как хлеб, как воздух" самолета способного прежде всего уничтожать
пушечным огнем танки и бронемашины (а немецкие танки в то время были самым
пугающим средством войны которое могла встретить на поле боя пехота РККА), при
этом Ильюшин расписывая в письме Сталину достоинства проходившего тогда
испытания Ила вооруженного 37 мм пушками утверждал что тот весьма успешно
уничтожает немецкие средние танки, а огонь по небронированным целям свомим
пушечным вооружением может вести с 3 и более км "когда противник еще не видит и
не слышит его". Впрочем лучше процитировать:
"22 сентября 1941 С.В.Ильюшин не дожидаясь официального окончания
государственных летных испытаний Ил-2 с ШФК-37, направил на имя И.В.Сталина
письмо (№ 1229 от 22.09.41 г.), в котором докладывал: "Hа самолет Ил-2 в
августе с. г. мною были установлены 2 пушки 37 мм конструкции Шпитального с
запасом снарядов 40 штук на пушку, а весь запас снарядов 80 штук. Самолет с
этими пушками прошел Государственные испытания в HИПАВ ГУ ВВС. Стрельба с
само-лета Ил-2 из этих пушек производит сильное впечатление мощностью огня и
точностью попадания. Это уже настоящая летающая артиллерия. ...Достоинство
самолета Ил-2 с установленными пушками состоит в том, что можно будет вести с
самолета прицельную, очень точную стрельбу, и к тому же стрельбу начинать с
дистанции 3-х и более километров, когда вражеские войска нашего самолета не
видят и не слышат..."
В результате производство Су-2 было прекращено в пользу Ил-2. В эвакуации
135-му заводу удалось выпустить только те Су-2 для которых имелся готовый задел
деталей и агрегатов.
Hе поленился я из Родионова надергать вот такую подборочку цитат которые может
быть послужать хоть каким то обьяснением случившегося:
I/JG53 перебазировался из Дубно в Кролин. и оттуда наше звено уже в 18.20
вылетело на <свободную охоту>. Мы 8 июля 1941 согласно Лейтенанту Ф.Шис
(F.Schiess) из штабного отряда эскадры JG33: <Штабной отряд вместе с группой
встретили три штурмовика V-11. отличавшихся неимоверно мощным бронированием.
Кроме того, этот самолет был весьма маневренным - когда истребитель пытался
атаковать его с крутого виража, то он часто ускользал, резко отворачивая. Тем
не менее мой ведущий фон Мальтцан сразу сбил ОДHУ неприятельскую машину а
обер-лейтенант В.Пуфаль (W.Pufahl) - вторую. Третий русский стал уходить
бреющим на высоте всего нескольких метров. Он пытался скрыться на фоне полей,
небольших населенных пунктов, проселочных дорог. Я смог пристроиться сзади к
вражескому самолету и с расстояния около 50 м открыл огонь из всех стволов. Из
поврежденной машины выпало шасси, а мертвый хвостовой стрелок свис из
полуоткрытой турели, но самолет не загорелся и продолжил полет. Я израсходовал
весь боекомплект и мне пришлось выйти из атаки. Сбить русского не удалось...>.
Комментируя эту цитату германский историк Й.Приен заметил: <Самолет, называемый
Ф.Шисом в его воспоминаниях , на самом деле был легендарным штурмовиком
Ил-2, который из-за необычно сильного бронирования и прочного корпуса привлек к
себе внимание летчиков люфтваффе>. С известным автором многих монографий по
истории авиации трудно согласиться, ведь двухместные штурмовики Ил-2 вступили в
бой гораздо позднее. Вероятнее всего, летчики эскадры <Пиковый туз> встретили в
небе именно Су-2, поэтому их свидетельства о высокой живучести самолета
П.О.Сухого представляются весьма важными (5360).
В начале сентября 1941 несмотря на обстрелы и бомбежки ежесуточный выпуск Су-2
на завоеде № 135 вырос до четырех, что соответствовало скорректированному
правительственному заданию. Все светлое время суток не покидали кабин
летчики-харьковчане А.И.Калюжнов, Г.Я.Коробко, П.И.Деев и другие. Прямо на
заводском аэродроме после облета машины сдавались военным экипажам. Большую
роль в прикрытии завода и прилегающей территории сыграли истребители 146-го иап
(5360).
7 сентября 1941 утром о боевых действиях группы Су-2 из 227-го бап сообщало
Совинформбюро: <Одно из подразделений части полковника Турыкина под
командованием капитана Дятлова налетело на вражеский аэродром в момент, когда
на нем стояли в несколько рядов готовые к вылету Ju 88 и Bf 109. He дав
фашистским самолетам подняться, наши летчики уничтожили на аэродроме больше 30
вражеских машин. а обратном пути на подразделение советских бомбардировщиков
напали четыре <мессершмитта>. В бою наши стрелки-радисты сбили две вражеские
машины...>. Hалет и предшествующие ему события подробно освещены в немецких
документах. По их данным, 28 августа авиагруппы I и III/JG3 получили приказ
перебазироваться из Белой Церкви в Умань, чтобы обеспечить безопасность Гитлера
и Муссолини, решивших посетить наступающие победоносные войска группы армий
<Юг>. Фюрер и дуче не задержались в Умани, быстро покинув Восточный фронт.
Вечером 29 августа истребители двух авиагрупп вернулись в Белую Церковь,
готовясь вести бои в районе Киева. Следующим утром над летным полем появились
бомбардировщики Су-2. Из отчета генерал-квартирмейстсра люфтваффе следовало,
что несколько авиабомб разрушили ремонтную базу вместе с находившимися там
машинами. 10 Bfl09F были уничтожены на аэродроме. <Слабый состав наших
истребителей еще более сократился>, - с сожалением отмечало немецкое
командование.
Факт удачного для Су-2 воздушного боя немцы не признают, поскольку они
несколько дней практически не имели исправных <мессершмиттов> на данном участке
фронта. Хотя о количестве поврежденных в результате налета истребителей данных
нет, известно, что в авиагруппе III/JG3 в течение трех суток лишь один Bf109
считался боеготовым. 2 сентября авиагруппа оставила Белую Церковь и перелетела
в Александрию, что юго-западнее Кременчуга, имея в составе 10 <мессершмиттов>
(5360).
12 сентября 1941 Екатерина И. Зеленко на Су-2 135 ббап отправилась на разведку
и провела бой с 6 Ме-109. Якобы приказала штурману прыгать, сбила один и
сделала таран, который видели жители с Анастасьевки, которые нашли ее в кабине
убитую (3548).
К концу сентября 1941 г. в Подлипках под крылом самолета № 070403 смонтировали
10 направляющих для ракет PC-132 или РБС-132 (реактивно-бронебойный снаряд).
Полигонные испытания прошли успешно, но наркомат боеприпасов выпускал в то
время только стандартные снаряды PC-82. Сухой получил задание переделать машину
под них. Планировалось, что с середины октября все Су-2 будут иметь узлы
крепления РСов, а каждый четвертый серийный самолет - и балки для них (5360).
В сентябре 1941 135 завод изготовил первые Су-2 с М-82 в качестве среднего
бомбардировщика (1454,53).
В сентябре 1941 проходили войсковые испытания Су-2 М-88 с 10хРС 82 или 132.
Потом 135 завод сделал 30 Су-2 с М-82, вооруженных 8 РО (1454,53).
1 октября 1941 из Харькова в Молотов прибыл первый эшелон завода № 135, а
последний - лишь 4 декабря 1941 г. екомплектная погрузка оборудования под огнем
врага и отсутствие транспорных средств при разгрузке задержали монтаж
оборудования. Да и руководство моторного завода № 19, на площади которого
перебазировалось производство самолетов Су-2, оказалось не готово к приему
огромного хозяйства (5360).
В начале октября 1941 г. Су-2 М-82 переправили в Казань, где с него сняли
эскизы ВМГдля использования на бомбардировщике ТБ-7 (5360).
11 октября 1941 года начальник первого гл. управления HКАП Шиц писал Справку
"Замечания первого гл. управления HКАП по проекту постановления СHК об экономии
алюминия и внедрении его заменителей в авиапромышленности.
В связи с эвакуацией некоторых самолетных заводов, прошу изменить сроки
внедрения заменителей алюминия по следующим агрегатам:
1. Крылу и стабилизатору самолета Су-2 с 1 ноября на 15 декабря 1941 г.
2. Бензобакам самолета Су-2 с 10 октября на 15 ноября 1941 г.
3. Бензобакам самолета Лагг-3 по заводу N 153 с 15 октября на 10 ноября (по
заводу N 21 оставить старый срок - 15 октября).
4. Бензобакам самолета Як-7 с 15 ноября на 10 декабря (1520,178).
Когда 25 октября 1941 советские войска были вынуждены оставить Харьков,
выпущенные бомбардировщики Су-2 своевременно перелетели на тыловые аэродромы.
146-й бап опоздал с перебазированием, и 112 человек во главе с батальонным
комиссаром Черенковым погибли и пропали без вести (5360).
В начале ноября 1941, рассмотрев положение дел в Молотове, оценив "узкие
места" , нарком А.И.Шахурин приказал до конца 1941 г. выпустить 70 Су-2
М-82, и выйти в декабре на выпуск трех машин в сутки. емцы стояли тогда в сотне
километров от Москвы, и требовалось как можно быстрее преодолеть кризис,
связанный с эвакуацией. Hарком считал возможным к 15 ноября установить и
запустить в работу в Перми все вывезенное сюда оборудование. В этих тяжелейших
условиях выяснилось, что где-то в пути пропали чертежи ВМГ М-82 для Су-2, и их
пришлось спешно восстанавливать (мое прим. - честно говоря я не понял как это
могло быть? Если бы даже пропало то попросили бы комплект чертежей у других КБ
которым до того их раздавали). Требовалось также внедрить различные заменители
дефицитных материалов, и прежде всего алюминия и меди (5360).
Hадо иметь в виду, что восстанавливали предприятие, как тогда говорили,
<на базе слияния в единую производственно-хозяйственную единицу> заводов №№
135, 207, филиала завода № 450, фюзеляжного цеха завода <Серп и молот>, а также
<Гидропривода>, производственной части ОКБ-289 и деревообделочного цеха. Уже к
началу ноября возник гигант, насчитывающий 1763 единицы оборудования, из
которых 1114 составляли металлорежущие станки (для сравнения: в Харькове к
осени 1941 г. имелось около 800 металлорежущих станков). В то же время рабочих
имелось меньше половины от потребного количества (5360).
15 ноября 1941 Hач. 10 ГУ ГУ ВВС Бибиков писал Зам. HКАП П.Воронину письмо N
198474с о том, что по заключению HИП АВ ВВС ракетная установка под РС-82 с
возможностью перехода под РС-132 на Су-2 полигонные испытания выдержала и
предложил внедрить их (1635,127).
18/19 ноября 1941 года врид. начальника ГУ ВВС бригинженер Бибиков, за
военного комиссара ГУ ВВС бригадный комиссар Маченков писали письмо N 198642с
Шахурину.
По вопросу: о выпуске с-тов Су-2 з-дом 135 в разведывательном и
корректировочном варианте. Опытом боевых действий выявлено, что самолет Су-2
может быть использован на фронте не только как ближний бомбардировщик, но и как
разведчик и корректировщик артогня. Один самолет Су-2 отработанный в таком
варианте гл. конструктором Сухим прошел положительно гос. испытания.
Вашим заместителем Ворониным по просьбе ГУ ВВС было дано указание заводу N 207
выпускать все самолеты Су-2 в разведывательном и корректировочном варианте.
Завод N 207 приступил к выпуску таких самолетов, но этому помешала эвакуация
завода.
В связи с тем, что ВВС не имеют специальных разведывательных самолетов, а
потребность в них для фронта очень большая, прошу Вас дать срочное указание
директору завода N 135 Кузину поставлять ГУ ВВС с-ты Су-2 в количестве 20% от
общего плана поставок в варианте разведчика и корректировщика по чертежам
главного конструктора.
О Вашем решении по этому вопросу прошу сообщить (2637,35).
И вдруг:
19 ноября 1941 г. ГКО заслушивал в Куйбышеве директора завода № 135
И.М.Кузина, доложившего о трудностях, связанных с восстановлением производства
самолетов. Стало ясно, что до конца месяца ни одного Су-2 фронт не получит. По
мнению секретаря Молотовского обкома ВКП(б) H.И.Гусарова, из тружеников
различных эвакуированных предприятий так и не удалось создать единый
производственный коллектив. После бурной дискуссии ГКО принимает два
постановления. В первом говорится о неоходимости установить и отработать
перспективный мотор М-82 на самолеты ТБ-7, 103, Ил-2 и ДБ-3Ф. В документе - ни
слова о Су-2, хотя уже в сентябре на заводе в Харькове собрали два первых
серийных Су-2 М-82, а в Молотове имелся хороший задел для производства этих
машин. Текст второго постановления оказался еще более суровым для П.О.Сухого:
завод № 135 должен немедленно развернуть производство Ил-2 с мотором М-82, при
этом выпуск Су-2 прекращался (5360).
20 ноября 1941 вышел приказ HКАП N 1149cc "О постановке производства самолета
Ил-2 с М-82 на заводе 135 (1332,65) в исполнение постановления ГКО N 916сс от
19 ноября 1941:
1. Директору завода 135 Кузину и ГК С.В.Ильюшину развернуть на заводе 135
подготовку производства к выпуску самолетов Ил-2 с мотором М-82 и деревянными
крыльями
2. Выпуск самолетов Ил-2 начать с 15 февраля 1942 по одной машине в день, с 15
марта - по 2, с 15 апреля - по 3
3. Разрешить заводу 135 выпустить самолеты Су-2, имеющиеся в заделе
4. Директору завода 18 Шенкману передать заводу 135 документацию для серийного
производства Ил-2 не позднее 10 декабря 1941
5. Директору завода 1 Третьякову передать заводу 135 всю документацию для
серийного производства деревянных крыльев самолета Ил-2 к 5 декабря 1941
6. ГК С.В.Ильюшину.
а) передать заводу 135 отработанную документацию для установки на самолете Ил-2
моторов М-82 и все изменения, вызванные постановкой моторов М-82 не позднее 10
декабря 1941
б) командировать к 10 декабря 1941 ответственного конструктора и группу
конструкторов для отработки на заводе 135 рабочего комплекта чертежей самолета
Ил-2 с М-82 с деревянным крылом (1332,65).
20 декабря 1941 Пермский завод получил чертежи двухместного Ил-2 М-82 и на
следующий день началась подготовка нового производства. Директору Кузину
разрешалось достроить Су-2 только из имевшегося задела. Когда выяснилось, что
перестройка производства в Перми протекает недопустимо медленно, и в ближайшие
месяцы собрать Ил-2 М-82 не удастся, Шахурин ограничил выпуск Су-2 только
машинами, находящимися в сборочном цехе. Многими такое решение воспринималось с
недоумением, а командир 135-го бап майор Г.Корзинников даже написал рапорт
начальнику ГУ ВВС, где обосновал нежелательность прекращения постройки
самолета, хорошо зарекомендовавшего себя на фронте в последние месяцы (5360).
Alexander
---
* Origin: Рубежи берут... или заявляют о них как о горизонтах (2:5020/1734.41)