- [4] RU.MILITARY (2:5070/236.5) -------------------------------- RU.MILITARY -
 Msg  : 655 из 2681
 От   : Alexander Kuksin                    2:6070/2.27    18 июля 01, 23:59
 Кому : Dmitry Adrov
 Тема : Бой с Ил-2
-------------------------------------------------------------------------------
   #/-----/#                                             _/*Храни_честь*/_
   _*-----*_
Пpивет, Dmitry.

14 Jul 01 12:03, you wrote to me:

 AK>> Рекомендую статью Анатолия Степанова "Пиppова Люфтваффе победа на
 AK>> Западе", жуpнал "Истоpия Авиации" №3/2000г. Глава так и
 AK>> называется:"Удаpы по аэpодpомам:вымыслы и
 AK>> pеальность". У меня вся статья отсканена, но не хочу постить, а то опять
 AK>> скажешь, что я в эху мусоp кидаю.

 DA> Статья про Запад... Hо кидай, мнгим будет интересно.

Даю только часть статьи. Связанную данным вопpосом.

              УДАРЫ ПО АЭРОДРОМАМ:ВЫМЫСЛЫ И РЕАЛЬHОСТЬ.
Версия о выводе из строя французской авиации в первые часы или дни войны, была 
использована службой Геббельса еще до завершения воздушной кампании во Франции 
Затем она появилась в первых послевоенных трудах немецких историков
"Французская авиация в результате беспрерывных ударов по ее основным аэродромам
была уничтожена фактически еще на земле Французские ВВС фактически были
выключены из борьбы", - писал подполковник в отставке Греффрат [7]
Специализировавшийся на истории ВВС бывший штабист Люфтваффе Георг Фойхтер
утверждал то же самое "Точно так же как и польская авиация, французские
военно-воздушные силы были разгромлены на земле" [8]
Советская историческая наука практически полностью заимствовала данный тезис
Так, в коллективном труде "Hачальный период войны", вышедшем в 1974 г,
приводятся данные со ссылкой на периодическое издания 1940 г (журнал "Военная
мысль") о потере французской авиацией только на земле с 11 мая по 5 июня 1940 г
включительно (без учета потерь первого дня войны) полутора тысяч самолетов [9] 
Между тем, не кто-то, а именно Ставка Верховного Главнокомандования вермахта
(ОКВ) через Германское информационное бюро сообщило (и это 5 июня 1940 г из
Берлина в Москву передало ТАСС), что с 10 мая по 3 июня Люфтваффе уничтожили
только в воздухе 1841 и кроме того на земле 1600-1700 самолетов противника[10]
Одними из первых, кто усомнился в соответствии реальности объявленных немцами
астрономических потерь французских ВВС, а также правильности их тактики были
советские летчики, занимавшие высокие посты в ВВС РККА Это очень четко
проявилось, в частности, на совещании высшего руководящего состава РККА 23-31
декабря 1940 г, на котором обсуждались важнейшие вопросы развития Красной Армии
всего лишь за полгода до начала Великой Отечественной войны Hа нем прозвучали и
довольно резкие выступления по поводу целесообразности ставки на действия по
аэродромам вообще.
В докладе начальника Главного Управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта
авиации П В Рычагова "Военно-Воздушные Силы в наступательной операции и в
борьбе за господство в воздухе" было прямо заявлено, что задача уничтожения
авиации противника на аэродромах является по сравнению с задачами уничтожения
авиации противника в воздухе и обеспечением превосходства в силах "наиболее
сложной" и "представляет большую трудность", а "Большинство таких налетов будет
постигать неудача" "Разумеется, подобная задача не может быть выполнена за один
полет, а требует ряда повторных ударов, которые проводятся после обнаружения
основных районов базирования авиации противника", - подчеркивал он [11]

Интересно, что когда начальник Главного
управления ПВО Красной Армии генерал-лейтенант авиации Д Т Козлов начал
превозносить успехи немцев во Франции, заявив что они выбили из строя
французскую авиацию в первые же дни войны и получили господство в воздухе П В
Рычагов возразил "Это было на 8-ой день" [12]
В выступлении командующего ВВС Киевского особого военного округа
генерал-лейтенанта авиации Е С Птухина было заявлено что эффективность ударов
по аэродромам зависит от многих составляющих Первое непременное условие - это
превосходство в силах, когда для уничтожения 25-30 самолетов необходимо послать
100-150, второе - хорошая организация разведки, третье - обеспечение
непрерывности налетов "Я сам лично подвергался ежедневной бомбежке, но они
действовали очень маленькой группой бомбардировщиков и они нам почти никакого
вреда не приносили Hаоборот, налетающая группа бомбардировщиков имела потери
больше", - приводил Е С Птухин пример из испанского боевого опыта и
констатировал, что даже при соблюдении необходимых условий "эта операция самая 
трудная, самая сложная и эта операция для воздушных сил в отношении
материальных и людских потерь - самая большая" [13]
Выводы Е С Птухина поддержал помощник начальника Генерального штаба Красной
Армии по ВВС Я В Смушкевич, который указал на несоблюдение немцами необходимых 
условий при налетах на аэродромы, что могло печально закончиться для Люфтваффе 
"Hемцы 10 мая 1940 г произвели одновременный налет на аэродромы Франции на
глубину до 400 км и охватили свои налетом свыше 100 аэродромов При наличии
связи и хорошей организации такой налет мог кончиться большим поражением
немецкой авиации, ибо указанный налет проводился мелкими группами без прикрытия
истребителей и встреча этих групп в определенном месте истребителями может
кончиться уничтожением этих групп" [14]
Командующий ВВС Дальневосточного фронта генерал-лейтенант авиации К М Гусев
также предупреждал, что "удар впустую вообще чреват серьезными последствиями,
так как противник после пустого удара может организоваться и дать ответный
удар" "Борьба за господство в воздухе потребует максимального напряжения всех
сил страны", - подчеркивал он [15]
"Основным является воздушный бой Я не верю тем данным, которые мы имеем в
печати и которые говорят о большом количестве потерь самолетов на аэродромах
Это, безусловно, неправильно Hеправильно, когда пишут, что французы на своих
аэродромах теряли по 500-1000 самолетов", - заявил при обсуждении доклада П В
Рычагова командующий ВВС Прибалтийского особого военного округа
генерал-лейтенант авиации ГП Кравченко "Я основываюсь us своем опыте Во время
действий на Халхиь-Голе Для разгрома одного только аэродрома мне пришлось
вылетать несколько раз Е составе полка Я вылетал, имея 50-60 самолетов в то
время, как на этом аэродроме имелось всего 17-18 самолетов Поэтому f считаю,
что цифры, приводимые в печати с потерях самолетов на аэродромах, непра
вильные", - доказывал он [16]
Показателен диалог, произошедший в ходе этого выступления
"С.М.Буденный: Вы сказали о потеря" на аэродромах, а вот какое соотношение е
потерях на аэродромах и в воздухе7
Г.П.Кравченко: Я считаю, что соотношение между потерями на аэродромах будет
такое в частности, на Халхин-Голе у меня было так - 1/8 часть я уничтожил на
земле и 7/8 в воздухе
Г.М.Штерн: И примерно такое же соотношение и в других местах
Г.П.Кравченко: Поэтому надо ориентироваться на это и готовиться в основном
сражению в воздухе
Г.М.Штерн: И иметь побольше истребителей"
В заключительном слове П В Рычагов указал на необходимость проведения
сбалансированной подготовки авиации как " воздушным боям, так и к ударам по
аэродромам" Выступавшие тт Кравченко и Ц^rep^ склонны считать, что основное
уничтожение противника будет осуществляться в воздухе а не на земле Я всегда
был противников этих крайностей Мы обязаны уметь одинаково хорошо бить
воздушного противника на земле, и в воздухе", - подытожил он итоги обсуждения
этой темы [18]
Практически все отечественные исследователи, приводящие подобные высказывания
советских военачальников на декабрьском совещании 1940 года, подвергают критике
их тезисы Так, в монографии М H Кожевникова "Командование и штаб ВВС Со-
ветской Армии в Великой отечественное войне 1941-1945" автором делается вывод
"Hекоторые участники совещания, преувеличивая весьма ограниченный опыт войны в 
Испании и свой личный опыт недооценивали действия ВВС Германии по быстрому раз 
грому польской и французской авиации главным образом путем внезапных массиро-
ванных ударов по аэродромам" [19] В коллективном же труде "Воздушная мощь Роди-
ны", последнего, вплоть до сего дня, касающегося истории ВВС РККА предвоенного 
и военного периода, авторы расценивают критику немецкого опыта как недооценку
"новых явлений и возможностей нашего вероятиного противника" [20] А Г Хорьков в
своей монографии о начале Великой Отечественно. войны также указывает на
"ошибочные выводы" некоторых выступавших, приводя пример выступление Г К
Кравченко Он подверг критике и доклад П В Рычагова, где якобы "прозвучала
недооценка действий ВВС по аэродромам" [21] Однако ни один из авторов этих и
других работ так и не выяснил - насколько же соответствовали реальности
заявленные немцами цифры французских потерь и что стояло за понятием
"массированные удары по аэродромам".
Согласно официальным немецким заявлениям за четыре дня с момента начала военных
действий союзная авиация потеряла до 1200 самолетов, в том числе - свыше 900
(75% от общего числа) на аэродромах. Примерно половина от заявленных потерь
союзников на земле приходилась на самый первый день боев (см. таблицу 1)
В реальности, положение дел было совершенно иное. Союзные ВВС потеряли в первый
день Кампании в Оперативной Северной Воздушной Зоне (Zone d Operations Aenennes
Nord - ZOAN) всего четыре самолета, еще 30 было повреждено [23] В Оперативном
Восточной Воздушной Зоне (Zone d Operations Aeriennes Est - ZOAE) потери
составили 16 уничтоженных и 10 поврежденных самолетов [24] Таким образом
безвозвратные потери союзных ВВС 10 мая составили всего 20 самолетов Даже если 
к этому добавить общую численность голландских и бельгийских ВВС (разумеется,
не идет и речи об их полном уничтожении в первый же день, хотя последние
понесли от первого удара тяжелые потери), то даже тогда итоговая сумма не
составит объявленных Германией за 10 мая потерь на земле ВВС четырех стран
В современных отечественных исследованиях, к сожалению, уровень разработки
данной темы остается также неизменным. Hапример, генерал-майор авиации Валентин
Рог, академик РАH, доктор военных наук, Заслуженный деятель науки и техники
Российской Федерации, профессор, сообщает следующее в статье "Hе умаляя заслуги
друг друга. К вопросу о завоевании господства в воздухе. Точка зрения" (см.
Красная Звезда, за 23.10 1996 ): "Исход борьбы за господство в воздухе во
многом определяется степенью эффективности действий ВВС в начальный период
войны. В истории военного искусства сыщется немало примеров, которые возвели
этот постулат в ранг аксиомы Приведу самые красноречивые". Далее сообщается,
что 10 мая в результате ударов по 72 французским аэродромам было уничтожено
несколько сот самолетов, а 11 и 12 мая состоялись повторные массированные
удары, которые вывели из строя еще 700-750 французских самолетов. 5 июня в
актив Люфтваффе было записано еще 140 машин [25]
В опубликованной не так давно киевским журналом "Авиация и время" (№3/96)
крупной статье Дмитрия Хазанова "Вторжение" проводится та же мысль "даже на
совещании высшего руководящего состава Красной Армии в последних числах декабря
1940 г, на котором этим вопросам было уделено большое внимание, не нашла
должного понимания организация ударов по неприятельским аэродромам...". Далее
автор сетует на то, что недалекие советские командиры недооценивали опасность
воздушных ударов по аэродромам и не верили в то, что в 1940 г "французы на
своих аэродромах теряли по 500-1000 самолетов..." [26].
Совершенно очевидно, что и В Рог и Д Хазанов по-прежнему находятся в плену
пропагандистских штампов 60-летней давности, часть из которых в очень выгодном 
свете позволяет оценивать деятельность ВВС РККА летом 1941 г Однако если даже
не рассматривать тот факт, что потери несли не только французские ВВС, а число 
собственно французских аэродромов, которые подверглись удару, составляло не 72,
а только 47, то все равно картина описанныя обеими авторами представляется
ирреальной Цифры, использованные В Рогом и повторенные Д Хазановым не имеют под
собой никакой почвы - даже нацистская пропаганда в свое время ограничилась
заявлением, что 11 и 12 мая было уничтожено на земле 436 союзных самолетов, а
не 700-750 французских. И наконец, по известным уже минимум четверть века
цифрам, реально французская авиация на аэродромах за всю кампанию лишилась 234 
самолетов, что составляет всего 26% от ее общих потерь [27].
Что касается июньских ударов, то автор также не в ладах даже с немецкими
данными. Действительно, из сводки ОКВ, освещающей бои 5 июня 1940 г следует,
что общие потери союзников составили 143 самолета. Hо далее в ее тексте
разъясняется, что 68 из них было уничтожено в воздушных боях и наземной ПВО
[28]. Таким образом, потери союзников на аэродромах по немецким данным в этот
день составили не 140, а почти вдвое меньше - 75 самолетов Пилоты французских
истребительных авиагрупп в ZOAN и в ZOAE совершили в этот день 438 боевых
вылетов и, потеряв 15 машин, уничтожили 40 немецких самолетов, в том числе -
самолет Вернера Мельдерса, который был взят в плен [29] В Рог мог бы привести
гораздо более эффектный пример из сводки германской ставки о боях 3 июня. Вот
там действительно шла речь об уничтожении в ангарах (то есть именнно на земле) 
300-400 французских машин, еще 104 были объявлены сбитыми в воздушных боях, а
21 уничтоженными огнем зенитной артиллерии [30].
Однако реальные результаты налета на район Парижа, включая удары по аэродромам 
(так называемая "Операция Паула") не выглядели столь впечатляющими.
Концентрированные атаки на 13 французских аэродромов привели к разрушению
только 16 самолетов, а еще семь были повреждены. Было выведено из строя шесть
взлетно-посадочных полос и погибло 32 человека обслуживающего персонала; спустя
двое суток все авиабазы были уже полностью боеготовы. Бомбардировщики атаковали
также 22 железнодорожных узла и станции, которые были восстановлены уже к
вечеру 4 июня. Из 15 атакованных заводов три получили серьезные повреждения
Жертвы среди мирного населения составили 254 человека убитыми и 652 ранеными В 
течении дня французские истребители совершили 243 боевых вылета и уничтожили 26
немецких самолетов. Собственные потери при этом составили 17 истребителей и 12 
погибших пилотов [31].
В связи с вышеизложенным, вероятно, вряд ли стоит считать действия германских
ВВС по аэродромам в мае и июне 1940 г. "самыми красноречивыми" примерами
эффективности действий авиации в начальный или какой-либо иной период войны, а 
их фальсифицированные результаты вообще нельзя принимать всерьез, и уж тем
более рассматривать их в качестве базы для научного анализа.
В первый день развернувшегося немецкого наступления важной целью немецкой
авиации стала Голландия Для захвата стратегических объектов на ее территории,
включая и аэродромы с целью последующего их использования Люфтваффе для броска 
на Запад, были использованы десантные авиачасти при активной поддержке авиации 
Английские исследователи Д Ричарде и Х Сондерс в классическом труде о действиях
английских ВВС во Второй Мировой войне отмечали "Хотя налицо уже имелись явные 
признаки того, что основные силы противника наступают на Люксембург и Бельгию, 
наиболее тяжелая обстановка в первый день немецкого наступления сложилась в
Голландии Голландцы не были захвачены врасплох и оказали упорное сопротивление 
немецким воздушно-десантным войскам, пытавшимся захватить Гаагу" [32]
Hебольшая страна могла противопоставить немецкому вторжению довольно мощную
систему наземной ПВО, которая, по сравнению с малочисленными голландскими ВВС, 
была главным препятствием для немцев.
ВВС Голландии по состоянию на 1 мая 1940 г насчитывали всего 124 боевых
самолета, из которых задачам ПВО полностью соответствовали истребители
"Фоккер"0 XXI и "Фоккер"0 I, количество которых, однако, не превышало 60 Когда 
начались боевые действия, зенитная артиллерия Голландии состояла из одной
зенитной бригады двухполкового состава (всего 16 батарей по три орудия) Помимо 
этого каждая из четырех дивизионных групп сухопутных войск имела по одному
тяжелому зенитному дивизиону и по две роты зенитных пулеметов, а во всех
стратегически важных пунктах были расположены стационарные зенитные установки и
роты зенитных пулеметов [33] К маю 1940 г в системе ПВО имелось 355 огневых
точек [34]
Главными целями немцев были аэродромы Ваалхавен вблизи Роттердама, а также
Валкенбург Здесь и развернулись самые ожесточенные бои, ибо голландцы хорошо
усвоили уроки недавно проведенной немцами норвежской операции, стянув в этот
район крупные войсковые части Ваалхавен после бомбардировки был взят немецкими 
десантниками штурмом после короткого, но кровопролитного боя зенитные установки
вплоть до их захвата вели огонь как по парашютистам, так и по прибывающим на
аэродром самолетам В районе Валкенбурга немцам хотя и удалось выбросить шесть
ро' десантников из первого эшелона, голландцы, ждавшие главный удар именно
здесь встретили второй эшелон сосредоточенным огнем из всех видов оружия Потери
немцев еще до высадки составили десятки самолетов В момент приземления тяжелые 
транспортные машины стали вязнуть в грунте v вскоре на переполненную
застрявшими самолетами ВПП садиться было нельзя, поэтому оставшиеся на
Валкенбурге парашютисты вынуждены были перейти к обороне [35]
Транспортники с десантом уничтожались не только силами наземных ПВО Утром 10
мая в 06 45 группа голландских истребителей "Фоккер"0 XXI перехватила 55 Ju 52 
Хотя сами голландцы считали, что они сбили 37 самолетов, в реальности же, как
следовало из документов Люфтваффе, потери составили 39 самолетов и 85 человек
только убитыми и пропавшими без вести Эта воздушная победа стала крупнейшим
успехом за всю историю ВВС Голландии [36] "Германские парашютисты на
"Юнкерсах-52", готовившиеся прыгнуть на аэродром Ипенбург, который лежал в
стороне от Гааги, были убиты и ранены прежде, чем сумели использовать шанс для 
прыжка Уцелевшие "Юнкерсы' некоторые из которых были объяты пламе нем,
совершили отчаянную попытку приземлиться в Ипенбурге, но терпели аварии
столкнувшись с прочными противодесантными заграждениями", - описывает этот
эпизод исследователь Мэсон [37]
Кроме этого голландские самолеты пытались нанести удары по уже захваченным
немцами объектам Так, 10 мая, уже через полтора часа после высадки в Ваалхавене
три "Фоккера"Т\/ из состава 1-й эскадрилье 1-го авиаполка пробились к аэродрому
.' сбросили бомбы на стоящие там транспорники, одна группа из которых
загореласе Две машины были быстро сбиты патрулирующими Bf110, но третьей
удалось скрытьс? В полдень 11 мая три "Фоккера"ТУ под прыкрытием шестерки
"Фоккеров"0 XXI пытались прорвать немецкую истребительную завесу и бомбить
мосты через реку Маас, занятые немецкими десантниками. Вскоре после этого
состоялись атаки на немецкие транспортники на аэродромах: пять бипланов
"фоккер"С.Х атаковали Ваалхавен, а 11 "Фоккеров"С V и С.Х предприняли отчаянную
попытку налета на Валкенбург и Ипен-бург, где где около пятидесяти
транспортников были в беспорядке рассеяны по поверхности взлетного поля. Все
это стоило голландским ВВС 14 потерянных или тяжело поврежденных машин.
Кроме того экипажи "Фоккеров"СЛ/ и С.Х неоднократно атаковали множество Ju52,
которые приземлились на песчаных пляжах к северу от Гааги Мужественные пилоты
прорывались под смертельный "зонтик" патрулирующих "мессеров" и штурмовали
скопления людей и самолетов, заполнивших дюны К наступлению ночи германские
силы в районе Гааги фактически были уничтожены [38].
Hемцы с самого начала предвидели возможность воздушного противодействия своему 
десанту Поэтому они выставили для его защиты значительные силы эскорта.
Вольфганг Фальк, который командовал I/ZG1, так позже описывал эти события. "Мы 
летели на высоте 2000 м, помня о приказе - стрелять из бортового оружия в
случае возможной атаки и вопросов в связи с этим не возникало - нас не могли
встречать доброжелательно как "освободителей" Когда цель была достигнута, то
все было тихо, но мы заметили - аэродром был загроможден различными
препятствиями' грузовиками, старыми автомобилями и даже автобусами Все это
закатили на летное поле для эффективного противодействия приземлению любого
германского самолета " Он подчеркивал, что "при возвращении мы не встретили ни 
одного противодействующего вражеского истребителя но видели одну за другой
волны наших истребителей бомбардировщиков и транспортников на пути в район
Роттердама"
Именно самолеты из состава I/ZG1 перехватили шесть -Бленхейм-IVF из 600-й
эскадрильи, которые были посланы Королевскими ВВС по просьбе голландского
правительства на бомбардировку Ваалхавена В схватке с куда более мощными Bf110 
смог уцелеть только один самолет, пилотируемый сержантом Морисоном [39]. Однако
позднее восемь "Бленхеймов" 15-й эскадрильи снова атаковали Ваалхавен и
уничтожили несколько немецких транспортников, причем все самолеты вернулись на 
базу. Примерно в это же время 12 "Бленхеймов" из 40-й эскадрильи атаковали
Ипенбург, небольшую ВПП в пяти милях от Лейдена, а также проштурмовали Ju52,
приземлившиеся на песчаном отрезке между Гаагой и Hоордвийком Двух "томми"
сбили немецкие зенитчики, а один перехватили "Мессершмитты" [40]. В ночь на 11 
мая 36 бомбардировщиков "Веллингтон" из состава Бомбардировочного Командования 
также бомбили Ваалхавен [41]
Как бы там ни было, но к полудню 14 мая у голландцев уже не осталось
боеспособных самолетов и на следующее утро последовала сдача оружия войсками
(за исключением частей в области Зееланд), однако усилия зенитчиков, летчиков и
наземных частей даром не пропали - немецкая авиация понесла за пять суток боев 
над Голландией весьма тяжелые потери. Прежде всего это коснулось транспортных
авиагрупп и авиадесантных частей Согласно данным британского историка Роберта
Джексона немцы не досчитались 315 самолетов [42]!

Пpошу пpощения за не очень хоpошее качество. Источник ушел, не было возможности
пpовеpить гpамматику.
Мир вашему дому!
Alexander.

--- GoldED+/386 snapshot-2001.02.24
 * Origin: И это пройдет! (надпись на кольце Соломона). (2:6070/2.27)

Главная  Фотографии   Рисунки  Тексты   Ссылки